четверг, 3 сентября 2015 г.

Первый раз в первый класс




В отличие от многих стран, в Норвегии учебный год начинается не 1 сентября, а приблизительно в середине августа. Приблизительно, потому что ежегодно каждая норвежская коммуна (на январь 2014 года насчитывалось 428 коммун) самостоятельно определяет дату начала и конца нового учебного года на своей территории. В этом году в Осло такой датой было назначено 17 августа. Именно в этот день мой сын и пошел "первый раз в первый класс" :)

Немного общей информации о норвежском образовании.

Школьное образование в Норвегии делится на 3 этапа: начальная (Barneskole), неполная средняя (Ungdomsskole) и полная средняя школа (Videregående skole). Обязательная часть образования, начинающаяся для детей в возрасте 6 лет и занимающая 10 классов до достижения 16-летнего возраста, включает в себя Barneskole и Ungdomsskole.

В возрасте 6 лет дети поступают в начальную школу (Barneskole), где обучение, как правило, носит характер развивающих игр. В это время дети приобретают базовые навыки чтения, письма, счета, начинают изучать английский язык. Начиная со второго класса в программу вводятся такие предметы как математика, история, география, основы естественных наук. В пятом классе начинается преподавание социальных дисциплин. Во время обучения в начальной школе детям не ставятся оценки за успеваемость.

Получать оценки ученики начинают в возрасте 12-13 лет, когда переходят в неполную среднюю школу (Ungdomsskole). Программа обучения подразумевает углубленное изучения уже знакомых дисциплин и введение ряда новых. Начиная с 8 класса ученики могут выбирать один предмет по своему усмотрению (valgfag) из числа иностранных языков — немецкого, французского и испанского, а так же дополнительных занятий по норвежскому. Успеваемость и, соответственно, оценки, полученные в неполной средней школе, определяют возможность поступления ученика в полную среднюю школу (Videregående skole) по своему выбору.

Обучение в полной средней школе и в дальнейшем, в ВУЗе, носит необязательный характер.

На всех уровнях образовательной системы, включая ВУЗ, расходы на образование покрываются за счет государства. Для учащихся образование бесплатно!

По умолчанию, в Норвегии ребенок попадает в школу, определяемую по территориальному признаку, то есть в ближайшую к дому, имеющую в наличии свободные места.  Таким образом, несмотря на существование двух школ, расположенных поблизости с нашим домом, Андрея записали в третью - Teglverket Skole в районе Hasle (от нас пешком в горку 15 минут). Это совершенно новая школа, и весной ее строительство было в самом разгаре.

Первого июня нас пригласили в Teglverket Skole  на пробный ознакомительный день. Поскольку здание нашей школы все еще не было достроено, на тот момент Teglverket Skole арендовала этаж в другой школе, на Løren, до которой нам нужно было или идти пешком где-то около сорока минут, или же ехать четыре станции метро с пересадкой - две в обратную от школы сторону, две по другой ветке уже, собственно, к ней. На родительском собрании всех предупредили, что наша школа все еще недостроена, и возможно, первый год детям придется ходить сюда, в арендуемую школу. "Ничего себе! Вот вам и территориальный признак!" - подумали мы с мужем. Но решили воспринимать все в позитивном ключе, мол, пешие прогулки - полезно для здоровья, и в том же духе...

И вот день Икс - семнадцатое августа - настал. Я почему-то уверена, что в преддверии начала своего первого учебного года Андрей волновался намного меньше, чем я. По крайней мере, именно мне плохо спалось накануне, именно в моей душе праздничным утром царил мандраж... Но наконец-то утренние сборы завершены, и вся троица - я, мой муж и держащийся за наши руки Андрей - сначала продефилировала на метро, потом от метро дотопала к арендуемой школе на Løren... Дотопала, чтобы обнаружить, что нашу школу все-таки достроили в срок, и теперь нам нужно срочно бежать назад. Ааа!..

- "Но если хотите, можете начать обучение с нами!" - предложила директор школы на Løren.

-"Нет, спасибо!" - хором ответили мы, и рванули обратно к метро. Муж лихорадочно вызванивал учителей, чтобы объяснить причину нашего опоздания. Я нервничала и размышляла, с одной стороны, о том, как это мы умудрились так напартачить в столь ответственный день, а с другой - почему о достроенной школе нам никто заранее не сказал... Спокойным и невозмутимым был лишь один Андрей. Им все происходящее воспринималось как одно большое приключение :)

Доехав до Hasle, выйдя из метро, к которому здание нашей школы расположено спиной, и миновав торец школы, мы наконец-то впервые попали в наш достроенный школьный двор. Не стану скрывать: я ахнула от восторга!




С самого первого взгляда, и вплоть до сих пор, мне в нашей школе нравится все! И само необычное здание школы, и огромный, продуманный, разнообразно обустроенный школьный двор!






Но рассмотреть все спокойно, в деталях, мы с мужем смогли потом. А в тот первый момент прибытия на территорию школы нас, конечно же, в первую очередь интересовали отнюдь не архитектура и практическая реализация спортивного досуга детей, а поиски группы людей с детьми, своим внешним видом хотя бы отдаленно напоминающей участников мероприятия, которое у нас принято называть "Первым звонком".

И родители, и дети, и учителя нашлись легко. А вот привычного в нашем понимании "Первого звонка" не было. Перед школой в форме растянутой буквы "П" достаточно хаотично стояли родители со своими детьми - первоклассниками. Ни формы, ни бантов, ни цветов. Каждый - в том, в чем ему удобно.

Напротив родителей в центре площадки с приветственной речью выступала Элизабет - директор школы.




Опоздав, мы пропустили большую часть ее речи. С одной стороны, жалко. С другой, с учетом уровня нашего норвежского, это было совсем не страшно: мы бы все равно не поняли большую часть. Зато мы успели к самому главному: распределению детей по классам.

В конце своей речи директор начала зачитывать вслух имя каждого ребенка. Названный ею ребенок шел навстречу Элизабет по красной дорожке, после чего они обменивались рукопожатиями.




Затем процедура рукопожатия повторялась с будущими учителями ребенка (у каждого класса - один учитель и три ассистента). После чего уже названные дети, выстроившиеся возле стены школы, терпеливо ждали, пока к ним присоединятся будущие одноклассники. По факту достижения полной укомплектации класса учителя сразу же, без каких-либо дополнительных речей, поздравлений и тому подобного, выстраивали детей парами и уводили по лестнице, видимой через стеклянные стены блока, на первое занятие в класс...

В этом году в нашей школе пошли в первый класс 96 детей, распределенных на три класса. Наш Андрей попал в класс 1B.




Все это время родители фотографировали и снимали на видео своих чад, махали им руками, кое-кто не сдерживал слез... По правде говоря, я мало чем отличалась от остальных: и фотографировала на память. И всплакнула, раздираемая противоречивостью чувств, в которых умиление (уже взрослый!) смешивалось с грустью (как быстро растет!) и подкреплялось тревогой, обусловленной Андрюшиным незнанием языка...

Перевести нахлынувшие эмоции в другое русло помогла прогулка по территории школьного двора. Как я уже упомянула выше, двор огромный и очень, очень разный!

Тут тебе и скамейки вокруг свежепосаженных деревьев, и качели:




И специальные горки-холмы. Одна - для лазания:




Другая, сдвоенная - для катания на скейтах-велосипедах:




Канаты для лазания и скамейки под навесами, защищающими от солнца или дождя:





Ряд тренажеров, гамак, опять скамейка, за ними - обширное место для парковки велосипедов, а еще дальше справа - футбольное поле:




Черное покрытие двора - асфальт. Разноцветное (за исключением участков с травой) - специальное упругое покрытие, предназначенное для предотвращения и смягчения возможных травм...

Пока мы с мужем ходили и рассматривали все это великолепие, время шло... В конце концов детишек вывели на прогулку во двор. Мы стали свидетелями одной необычной (по меркам наших школ) и на мой взгляд, весьма показательной сценки. Когда все дети начали играть в предложенную учителем игру, один мальчик заупрямился и остался обиженно стоять в стороне. Что сделал учитель? Учитель посадил его себе на плечи, и дальше они в таком виде вдвоем участвовали в игре:




Ребенок, закапризничавший по каким-то личным соображениям,  в результате такого найденного учителем выхода из ситуации не остался стоять заброшенным в стороне. Его никто не отчитывал, не повышал на него голос... Через пять минут ребенок был спущен на пол:




И дальше все дети вместе активно играли в очередную предложенную игру:




Даже не знаю, как бы в таком случае вели себя наши учителя... На основании одной-единственной ситуации я не хочу как идеализировать норвежских учителей, так и наводить тень на украинских. Но все же, исходя из своего личного опыта обучения в школе, думаю, в лучшем случае у нас ребенка просто оставили бы стоять в стороне до начала следующей игры... Хотелось бы, чтобы я была неправа :)

Предвидя возможное любопытство, обмолвлюсь парой слов о неоново-салатневых накидках с люминисцентными полосами, надетых на детей. Подобные накидки в Норвегии - не прихоть, а самая настоящая необходимость. Их носят все: и дети детсадовского возраста, и взрослые, бегающих по вечерам. Смысл такой накидки - повышение собственной заметности в глазах автомобилистов. Обусловлена эта необходимость малой продолжительностью светового дня на протяжении практически всего учебного года.

Конечно, первоклассников в школу как приводят, так и забирают родители. Но даже с учетом непрерывного взрослого надзора многие ведут своего ребенка в школу в такой накидке, хотя в данном случае такая мера, по сути, необязательна. Что обязательно, так это наличие накидки в школе в течении всего учебного дня, на тот случай,  если класс решат вывести на прогулку за пределы школьного двора.

Нашему классу накидки были вручены в подарок от Осло коммуны. Вообще же подобные накидки можно купить в любом спортивном магазине.

В завершение рассказа о нашем первом школьном дне, свежепостроенной школе и замечательном школьном дворе, продемонстрирую пару фотографий того, что находится за его пределами. За сетчатым забором (кстати, разборным) находится длинный водоем вытянутой формы, напоминающей часть какой-нибудь реки.




Данный водоем был вырыт искусственно, и его строительство осуществлялось параллельно со строительством школы. На момент начала учебного года на определенном участке водоема все еще проводились строительные работы. Проводятся они и сейчас. Но официальное открытие водоема уже состоялось, и чуть позже я об этом обязательно расскажу :)




Вот таким получился наш первый школьный день. Несмотря на непредвиденные обстоятельства, он был полон радостных впечатлений и тепла. А по дороге домой мы зашли в магазин, где Андрей выбрал праздничный торт. В конце концов, "первый раз в первый класс" - такое бывает в жизни всего лишь раз. И на мой взгляд, это действительно праздник :)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

22 комментария:

  1. спасибо!!! очен интересный репортаж ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! Я рада, что было интересно! :)

      Удалить
  2. Настя с праздником вас.Это очень знаменательный день как для сына так и для родителей.Очень интересный рассказ)))Скажи а дочка так же с вами уехала или осталась в Украине? Я почему спрашиваю.Нас скоро ждут такие же перемены ,но дети уже далеко не первоклашки.Вот интересно как быстро подростки адаптируются в такой среде.Дети насколько я знаю быстро учат язык и привыкают к новой обстановке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо! :)

      Дочь тоже с нами. Но она уже как-бы на самом деле и не совсем подросток. Мы приехали в Норвегию в ноябре прошлого года. Ей уже исполнилось 17, и перед этим в мае она уже полностью закончила школу. На мой взгляд, дочь адаптировалась во всем намного лучше и быстрее меня с Андреем. В первую очередь потому, что на протяжении всех школьных лет мы водили ее на курсы английского языка, и у нее очень хороший уровень английского (она планировала поступать на филолога). Так что у нее не возникло проблем ни с общением, ни с изучением языка. Здесь она с марта ходила в школу, изучала норвежский. Через три месяца учебы сдала его на уровень А2. Сейчас опять ходит в школу, продолжает учить норвежский. И поскольку у нее уже есть аттестат о среднем образовании, то по окончании этого года, если она сдаст норвежский на уровне Берген тест, будет поступать в местный ВУЗ, минуя Videregående skole. А вот если бы она не получила аттестат, если бы мы уехали раньше окончания ею школы хотя бы на месяц, то пришлось бы, после курсов норвежского, еще три года учиться в Videregående skole. Пока что нас сориентировали так :)

      Короче, все, конечно же, зависит от каждого конкретного человека. Но главное все равно - язык. У Оксаны он был в виде английского - и ей, в общем-то, перемены дались достаточно легко. Плюс школу она уже закончила, все равно в ее жизни все должно было поменяться, так что психологически она и к этому оказалась более-менее готова... Наслушавшись окружающих, мы представляли, что все получится как раз наоборот: что Андрею будет легко, мол, маленький, быстро привыкнет-выучит, а Оксане сложнее. А вышло вот как.

      Как это сложится у твоих детей - кто его знает! Но пусть и у вас, и у детей все пройдет как можно легче и безболезненнее! Желаю вам удачи! :)

      А вы куда уезжаете, если не секрет? :)

      Удалить
    2. Мы в Израиль готовим документы. Боюсь загадывать,все страшно что где то что то не получится. Нам наоборот сказали не стоит ждать окончания школы. Сын 9 классов закончил, а дочка скорее всего не успеет.Будет уже там учиться))))

      Удалить
    3. Таня, раз класс не выпускной, конечно, нет никакого смысла затягивать. Да и вообще, в нынешней ситуации чем быстрее все удастся осуществить, тем лучше!

      Ни пуха, ни пера! :)

      Удалить
  3. Настя, как здорово! Поздравляю!))
    Школа, конечно, класс! Поразило благоустройство и продуманность)) И отношение к детям

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, большое спасибо! :)

      Школа - да, впечатляюсь каждый день :) Еще один момент - у первоклассников свое отдельное крыло, свой этаж. Пересечения старшеклассников и малышей не предполагается как в принципе. И это правильно, на мой взгляд :) И отношение к детям тут у учителей действительно другое. Дистанция есть, но здесь у учителя и ученика роли распределяются как-бы по горизонтали из позиции равных, чем как это принято у нас, по вертикали "начальник-подчиненный"... Так нам рассказывали на соцадаптации, это я вижу сейчас вживую. Насколько это хорошо в долгосрочной перспективе, жизнь покажет :)

      Внутри школы все тоже необычно, не так, как это обычно бывает у нас, начиная с раздевалки, и заканчивая классом. Может, когда буду знать получше язык, осмелюсь спросить разрешения пофотографировать, тогда обо всем подробнее расскажу :) Сейчас лишь упомяну, что у них нет уроков в привычном для нас смысле: никто не сидит 45 минут столбом. Постоянно что-то происходит, что-то меняется... Движение - жизнь, да :) И еще их обязательно выводят пару раз на улицу гулять на этом самом школьном дворе. В любую погоду.

      Позавчера у нас весь день был дикий ливень, воду несло практически горизонтально - настолько сильный дул ветер. Звонят из школы, мол, приходите, заберите ребенка, какой-то он не реагирующий на внешние раздражители. Подумала, взяла сухую одежду, прихожу забирать. Сидит в отдельном классе на топчанчике - холодный, мокрый, мрак! Несмотря на непромокаемые куртку-штаны-резиновые сапоги, надетые поверх обычной одежды, Андрей, конечно, промок. "Я играл в канавке!" Его, конечно, переодели, как могли - в чьи-то запасные, но тоже полумокрые штаны, сняли мокрые носки - и то хорошо. Ну, что делать - переодела, забрала домой, засунула его в шерстяные носки, дала горячее молоко, мед... Вроде бы, тьфу-тьфу-тьфу, пронесло. Отнесла в школу полный комплект запасных сухих вещей. Провела Андрею подробный ликбез с неоднократными репетициями, как именно нужно натягивать стянутый резинкой низ непромокаемых штанов на резиновые сапоги, чтобы не дать никаких шансов воде попасть в сапог... Вроде более-менее научился. Живем дальше :)

      Удалить
  4. Настя, поздравляю вас с первым классом! Желаю, чтобы школа была только в радость)))
    Очень интересно было почитать о системе образования в Норвегии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, большое спасибо! Надеюсь, так все и будет :)

      Удалить
  5. Настя, поздравляю вас с таким важным событием. Я с удовольствием почитала пост. Пусть у вас будет все хорошо и успешным обучение!

    ОтветитьУдалить
  6. Настя, поздравляю вас. Школа, конечно, крутая! У нас Полина тоже пошла в этом году в первый класс, родители ей выбирали учительницу в нашей (мы с братом тоже туда ходили) школе, пока только 4 дня, но вроде как неплохо. У нас тоже первый класс такой - переходной от садика к школе, они больше привыкают сидеть на попе ровно хоть 15 минут, чем что-то действительно учат, так сказала учительница. Что меня лично убивает как тетю-шопоголика и эстета - ужасная чееееооорная форма! Ну вот как?? ну как малышей таких в черном этом водить. Ну, хотя б серое! Я в принципе ЗА форму или хотя бы какие-то параметры типа темный низ/светлый верх, но обязаловка в виде черного цвета - бррррр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо! И вас с первоклашкой :) Пусть учеба радует детку, а детка, в свою очередь - родителей :)

      Черная форма? Да уж, веселуха, нечего сказать... Даже коричневую из нашего детства в сравнении с черной можно отнести к буйству красок... Кстати, в норвежских школах школьной формы нет. И наш преподаватель Томас как-то даже аж напрягся, когда мы на родительском собрании пытались пару раз у него уточнить, мол, "понятно, что в будние дни дети могут приходить в чем угодно, но нужна ли какая-то особая форма одежды в праздник?" Потом, когда мы ему объяснили, что на Украине обычно предполагается форма, он расслабился и сказал, что если мы хотим, можем ребенка на праздник хоть во фраке привести - это наше личное дело, но никакой специальной обязательной формы в Норвегии для детей нет.

      И вот с одной стороны вроде бы форма - это и неплохо, дисциплинирует, ограждает от дискриминации "по брендовому признаку"... Но с другой, все детки в черном? Или вспоминаю наши дико колючие шерстяные платья... Бррр! Хотя, с другой стороны, в той же Японии все ходят в форме, и не парятся. Причем там, как я читала, многие дети даже на каникулах не вылезают из формы: то ли привычка, то ли у них действительно очень удобные формы...

      Удалить
  7. Какое всё интересное и необычное:)
    Поздравляю с таким событием, школа - это очень важная ступень:)
    http://pinkrabbitbeauty.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо! :) Да, школа - это всерьез и надолго, как минимум, 10 лет :)

      Удалить
  8. Настя, поздравляю с новым этапом в жизни! Пусть всё сложится отлично!
    Очень интересно и информативно! Рада за вас, будете учиться в хорошей школе! Мы же, зная нашу систему образования, уже стали задумываться о домашнем обучении(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба, большое спасибо! :)

      Ну, домашнее обучение - не самый худший, а иногда даже и намного лучший вариант :) Но в Норвегии такой вариант принципиально недопустим, только школа! Норвежцы очень много внимания уделяют в первую очередь социализации детей :)

      Удалить
  9. Настя, пост твой прочла несколько дней назад, но до комментариев добралась только сейчас. Во-первых мои поздравления!!! хорошей вам учебы и быстрой адаптации.
    Ну и конечно школа поразила, хотя что тут удивляться, была я примерно в этих краях, видела, как выглядят их учебные заведения.... сразу так грустненько становится....вспомнила, как орет наша физручка на детей, и дочь рассказывала, и сейчас вот сын....
    А еще 2 года подряд у Вовы в классе была учительница по русскому(дочка подружки директора), так вот эти 2 года считай русского и литературы не было, мы все ноги сбили, просили ее убрать, в этом году добились. Дети бедные у же с 1 сентября у новой учительницы из троек не вылезают, а что она им может поставить с такими знаниями??вернее с их отсутствием...
    Настюш, я желаю сыночку твоему сил и здоровья, а тебе терпения, 1 класс это очень важно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, большое спасибо! :) Надеюсь, именно так все и будет :)

      Я тоже много чего из своей школы вспомнила, отводя сына "первый раз в первый класс". При том, что в общем и в целом, я оцениваю обе школы, в которых мне довелось учиться, скорее как хорошие, чем наоборот, я бы никогда не хотела вернуться в те самые пресловутые "школьные годы чудесные". По факту, чудесными они были только в песне. А в жизни это был неимоверный прессинг, причем со всех сторон... Ну да ладно :) Что было, то прошло :)

      Удалить
  10. Настя! Поздравляю вас с первым классом! Пусть учеба и посещение школы будут в радость!
    Школа очень красивая и так все продуманно сделано. Очень интересно было почитать и посмотреть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, большое спасибо! :) Пусть именно так все и будет :)
      Рада, что тебе был интересен мой пост :)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...